Зачем это нужно Структура организации Программы вещания Команда и контакты
Основные определения Диапазоны радиочастот Радио «Зеленый глаз» Клубы и радиокружки
Процесс легализации Типовые документы Радиотехника — теория Вопросы и ответы
Конференции и решения Полезные ссылки Комплект аппаратуры Форум и общение

Концепция Индивидуального (любительского) радиовещания

Часть 1. Студенческие радиостанции

Журнал Broadcasting
2011 №8, стр. 44, 45.

Индивидуальное (любительское) радиовещание в техническом вузе — часть учебного процесса подготовки инженеров!

Роман Иванюшкин,
Заместитель декана факультета радио и телевидения МТУСИ по науке и
производственной практике, ученый секретарь кафедры радиопередающих
устройств, руководитель филиала IEEE в Российской Федерации, к.т.н., доцент

В последние годы во многих СМИ мы часто слышим о том, что страна испытывает дефицит высококвалифицированных кадров, способных к инженерному творчеству. Но, к сожалению, уже давно не услышишь от 15-летних подростков, что они хотели бы стать летчиками или конструировать автомобили, компьютеры, космические корабли… Нынешнее поколение тинейджеров почти единогласны в своих желаниях — стать успешным менеджером по продажам. Увы, но молодое поколение в своем большинстве не интересует инженерное творчество, а привлекает лишь зарабатывание «легких» денег. Реалии нашей жизни этому способствуют, поскольку доходы того самого менеджера, занимающегося перепродажей чего-либо, в разы превышают доходы тех, кто что-либо созидает. Это ли не причина того, что современный молодой человек видит, что все высокотехнологичное оборудование закупается за рубежом, а его удел — становиться либо обслуживающим персоналом, либо тем самым «успешным» спекулянтом-менеджером? Не стоит предпринимать долгих мучительных раздумий, чтобы понять, какой из этих путей выберет большинство современных подростков.

К счастью, и сегодня у очень многих юношей и девушек имеются способности и желание заниматься техническим творчеством. Мой многолетний опыт проведения экскурсий для школьников на кафедре радиопередающих устройств МТУСИ показывает, что, несмотря на деградацию наукоемкого производства в нашей стране, интерес к технике у юного поколения по-прежнему есть. Однако практически не осталось возможностей для его реализации! Где сегодня различные технические кружки? Где те же радиокружки? Попадая на обучение в технический вуз, студент-первокурсник немедленно погружается в обилие сухих теоретических наук, не имеющих выхода в практическое творчество. Конечно, сегодня в каждом уважающем себя вузе есть большое количество театральных и танцевальных студий, команда КВН и спортивные секции. Однако именно возможность для технического творчества, направленная на созидание того, чему посвящен процесс обучения по выбранной специальности, как правило, отсутствует.

Некоторые позитивные сдвиги появились с включением в учебные планы дисциплин «Введение в специальность» и «История техники». Тем не менее для развития способностей к техническому творчеству студенту нужно предоставить возможность этим самым творчеством заниматься, причем желательно с первого курса. В технических ВУЗах, связанных с радиотехникой, телевидением, радиовещанием, радиосвязью, безусловно, было бы целесообразно создать или восстановить радиокружки.

Идея индивидуального (любительского) радиовещания, в обсуждении которой сотрудники кафедры и учебных лабораторий радиопередающих устройств МТУСИ принимали активное участие во время проведения первой конференции1 в ноябре 2009 года, как раз и позволит привлечь студентов к техническому творчеству. Само по себе создание именно радиовещательной станции, ввиду многогранности ее деятельности и публичности, существенно расширяет направления познания и приложения своих сил для творчества. Применительно к техническому вузу, радиовещательная станция открывает и еще одну возможность — привлечь студентов к творческому процессу самостоятельного создания студийного и радиопередающего оборудования, что является прямым приложением изучаемой этими студентами профессии.

Не затрагивая здесь организационных моментов, оформлением которых занимается автор и инициатор этой идеи Сергей Комаров, генеральный директор ООО «Радиовещательные технологии», который является также преподавателем нашей кафедры, хотелось бы отметить, что для работы студенческой радиовещательной станции необходимо наличие и творческой группы студентов-авторов программ; и радиовещательной студии, и тех, кто будет обеспечивать ее работу; и наличие радиопередающего и антенно-фидерного оборудования, а также тех, кто будет обеспечивать его эксплуатацию.

В нашем вузе уже несколько лет работает местное проводное радио, действующее в рамках студенческого центра. Возможность же выхода студенческой радиовещательной станции в «живой» эфир на средних волнах, где ее сможет услышать гораздо более широкая и заинтересованная аудитория радиослушателей, позволит привлечь к ее работе больше увлеченной молодежи и поднять в глазах абитуриентов престиж профессии радиоинженера. Уже имеющийся опыт подготовки студенческой вещательной программы позволит практически сразу вывести радиопрограммы на высокий уровень.

Строительство вещательной студии также планируется на кафедре радиопередающих устройств, для этого уже выделено отдельное помещение. Работа лабораторий РПдУ и их техническое оснащение обеспечиваются ежедневным трудом сотрудников кафедры под руководством талантливого инженера Олега Разина. После завершения строительства студии можно будет начинать процесс обучения креативных студентов, которым будет интересно освоить начальные навыки профессий звукорежиссера, музыкального редактора и ведущего собственных радиопрограмм. Планируется сотрудничество и с другими вузами в этом направлении.

Разумеется, одним из наиболее сложных этапов создания радиовещательной студенческой станции в вузе является проектирование, а затем грамотная эксплуатация радиопередающего и антенно-фидерного оборудования. И профильные вузы, подобные МТУСИ, могут решать эту задачу двояко. Во-первых, радиовещательный передатчик может быть спроектирован и изготовлен самими студентами. В рамках изучения дисциплин кафедры РПдУ все студенты выполняют курсовые, а некоторые и дипломные проекты. И задача разработки и практического исполнения радиовещательного передатчика для студенческой любительской вещательной станции укладывается в учебный процесс. Есть и второй вариант — приспособить для работы радиовещательной станции уже имеющиеся в учебных лабораториях радиопередатчики. Конечно же, для их переделки под нужды любительского радиовещания потребуется применить профессиональные навыки, которые имеются у наиболее продвинутых студентов старших курсов. Такая работа по доводке имеющихся связных передатчиков до требований, предъявляемых к радиовещательным станциям, конечно же, тоже может входить в рамки курсовых и дипломных проектов студентов. Когда студенты смогут увидеть результаты своего труда в работе конкретного оборудования, то, безусловно, повысится их заинтересованность к получению качественного высшего технического образования!

Кроме создания новых радиовещательных передатчиков и модернизации существующих, в учебных лабораториях кафедры РПдУ для обеспечения повседневной работы студенческой радиовещательной станции всегда будут востребованы навыки технической эксплуатации вещательных передатчиков во время «живой» работы студенческой станции индивидуального (любительского) радиовещания. Что же касается антенно-фидерных устройств, то часть из них уже разработана и изготовлена силами учебных лабораторий радиопередающих устройств. В настоящее время антенное хозяйство развернуто на территории студгородка МТУСИ и вполне готово к работе.

Организация в МТУСИ студенческой любительской радиовещательной станции полностью поддерживается руководством МТУСИ, включая лично ректора А. С. Аджемова и президента В. В. Шахгильдяна, который является также заведующим кафедрой радиопередающих устройств. В настоящее время МТУСИ подал заявку на регистрацию средства массовой информации «Фантастрон»2, и так же как и другие вузы, проявляющие активность в этом направлении, с нетерпением ждет решения вопроса о выделении для индивидуального (любительского) радиовещания частот в верхней части диапазона средних волн 1449-1620 кГц.


Далее, Часть 2



1 Комаров С. Индивидуальное (любительское) радиовещание в России // Радиолюбитель (Минск). — 2010. — № 1.

2 Фантастрон — высоколинейный релаксационный генератор пилообразного напряжения. Применялся в 1950-е, 1960-е годы в отечественных и зарубежных радиолокационных станциях для получения высокоточной развертки по дальности.