Основные определения Радиотехника — теория Диапазоны радиочастот Типовые документы
Процесс легализации Структура организации Передающий комплекс Команда и контакты
Зачем это нужно Клубы и радиокружки Студийный комплекс Вопросы и ответы
Мероприятия Полезные ссылки Программы вещания Форум и общение

Аппаратно-студийный комплекс радиотехнического кружка Индивидуального радиовещания

Сергей Комаров, UA3ALW

Радиолюбитель. 2023, № , стр.

Продолжая тему самодельных аппаратно-студийных комплексов [1, 2], рассмотрим построение студийного помещения в радиотехническом кружке. Помимо указанных для студийных помещений восьми требований [2], здесь добавляется ещё одно: наглядность ведения эфиров для большого числа кружковцев. И поскольку бюджет радиотехнического кружка сравним с личным бюджетом Индивидуального радиовещателя (всё равно те радиокружки, которые реально жизнеспособны, организуются, оснащаются и ведутся не централизованно, а исключительно энтузиастами, и за свой счёт, а иногда и на личную пенсию), то в данном случае будем использовать ту же схему и ту же конструкцию, что и для домашнего АСК. Однако, наличие неизбежного шума при работе радиокружка, обусловленного личным общением кружковцев между собой, приводит к необходимости построения звукоизоляционной выгородки, чтобы обеспечить тишину в студии.


В верхнем правом углу рисунка 1 показан один из возможных вариантов размещения АСК в помещении радиокружка. Выгородка для студийной кабины выполнена в дальнем от двери углу помещения и таким образом, чтобы свет из окон попадал в студию.

Рис. 1. Аппаратно-студийный комплекс радиокружка

Рис. 1. Аппаратно-студийный комплекс радиокружка.


Все «внутренности» АСК для радиокружка полностью повторяют домашний АСК Индивидуального радиовещателя [1, 2], поэтому подробно остановимся на отличиях. Каркас выгородки образуют 4 деревянных бруса 100х150, установленных вертикально, в распор, от пола до потолка. Два из них установлены вплотную к стенам и закреплены к ним либо анкерами, либо стальными шпильками, проходящими сквозь стену, как минимум, в пяти местах по высоте. Два других бруса, держат окно, через которое происходящее в студии демонстрируется всем кружковцам. Для установки двухкамерного трёхстекольного стеклопакета, в каждом брусе сделаны зеркальные относительно друг друга, косые (под 45°) выемки с высоты 750 мм до высоты 1850 мм (рис. 1), в точности по высоте стеклопакета 1100 мм, плюс 5-7 мм запас на неточность изготовления стёкол. После установки стеклопакета этот зазор по всему контуру окна необходимо плотно законопатить. Левый по чертежу оконный брус имеет также дверную выемку, образуя собой часть дверной коробки. Тяжёлая цельнодеревянная дверь, толщиной 50 мм, вместе со звукоизоляцией, висит на трёх широких петлях (по высоте) на брусе, привинченном к стене анкерами. Размер двери 660 х 2000.

Пространство фронтальной стены выгородки, ниже окна, зашито досками, толщиной 25 мм тремя слоями по толщине: в середине, внутри и снаружи. Между слоями досок оптимально проложить два слоя листового пенополиэтилена толщиной по 30 мм, вставив его плотно в размеры.

Фронтальная стена выгородки над окном и до потолка выполнена иначе. Посередине и снаружи пространство зашито досками. Между ними – пенополиэтилен толщиной 30 мм. А изнутри в пространство стены уложена минеральная вата толщиной 70 мм. Изнутри студии минеральная вата закрывается акустическими фанерными панелями с отверстиями типа «Мелодия» (рис. 2). Такая же конструкция у правой (по чертежу) боковой стены. Снизу до уровня 750 мм стена защита тремя слоями досок с пенополиэтиленом между слоями. Начиная с уровня 750 мм стена выполняется также, как фронтальная стена над окном. Здесь расстояние между брусами 750 – 2х100 = 550 мм, как раз покрывается одной акустической панелью (ширина 600 мм). Сколько их уйдёт по высоте, зависит от высоты потолка. В левой стене (по чертежу) установлена входная дверь в студию. Над дверью конструкция стены такая же, как и справа, с акустическими панелями внутри.

Вентиляция. Помещение студии небольшое, поэтому довольно быстро будет наступать духота. Под потолком в правой деревянной стене выгородки (за звукопоглощающим углом) установлен низкооборотный (тихий) вентилятор диаметром120 мм, который вытягивает из под потолка студии выдыхаемый воздух и направляет его в пластиковую (ПВХ) трубу прямоугольного сечения 120х60 мм, которая по внешней стороне правой стены выгородки опускается вниз, лишь 120 мм не доходя до пола. Таким образом, вытяжка осуществляется в помещение радиокружка. А длинная ПВХ труба, опускающаяся вниз почти до пола, обеспечивает звукоизоляцию. При работе двух человек в студийном помещении такой вариант не нагрузит излишне общую вентиляцию кружкового помещения. Приток воздуха в студию будет осуществляться каждый раз, когда открывается дверь в студию за счёт создаваемого вентилятором пониженного давления в помещении студии. Ввиду того, что аппаратно-студийный комплекс радиокружка не работает ежедневно и круглосуточно, можно обойтись упрощенной схемой вентиляции не делая заглушенный приточный канал внешнего воздуха и обойдясь централизованной вентиляцией кружкового помещения.

Рис. 2. Самодельная звукопоглощающая плитка с отверстиями типа «Мелодия»

Рис. 2. Самодельная звукопоглощающая плитка с отверстиями типа «Мелодия».


Монтаж студийного оборудования необходимо вести экранированным симметричным микрофонный проводом: витая пара из многожильного провода в экране. Использование несимметричных экранированных проводов (один провод в экране) недопустимо. Разъёмы желательно использовать профессиональные трёхконтактные с общим экраном типа XLR, производимые фирмами Neutrik или Canare. Крайне желательно не использовать для монтажа студийных соединений дешёвые подделки неизвестных производителей. Столь жёсткие требования к монтажу вещательного комплекса ИРВ связаны с тем, что в непосредственной близости от студийного комплекса будет работать весьма мощный средневолновый радиопередатчик (десятки – сотни ватт) и АСК находится буквально рядом, в поле ближней зоны передающей антенны. Поэтому монтаж должен быть выполнен очень качественно и исключать ВЧ наводки на звукоусилительную, звукозаписывающую и воспроизводящую аппаратуру.

Освещение. Должно быть установлено внутри студии над окном в виде негудящей (тихой) люминисцентной лампы мощностью 40 Вт или нескольких ламп накаливания, мощностью по 40 Вт. Преимущество стоит отдать люминисцентной лампе, которая, будучи установленной над окном горизонтально, благодаря своей протяжённости, не будет создавать теней и лишней контрастности, утомляющей глаза ведущих и гостей эфира. Также возможно применение нескольких энергосберегающих люминисцентных ламп тёплого свечения, расположенных в ряд над окном. А вот светодиодное освещение применять не стоит. Из-за узости спектральных линий, излучаемых светодиодами, даже белое свечение не обеспечивает естественную цветопередачу и утомляет зрение.

Компьютер. Стационарный компьютер с системным блоком, с отдельным плоским монитором, клавиатурой, мышкой на проводе. Системный блок компьютера с шумящими вентиляторами, должен быть вынесен за пределы студийного помещения. Звуковая карта внешняя, дуплексная. Возможно использование микшерного пульта со встроенной звуковой картой, подключаемой к компьютеру по USB. Операционная система Windows-10. Хотелось бы, конечно, дождаться Указа Президента или Постановления Правительства, признающего программное обеспечение, произведённое в недружественных странах, трофейным и, соответственно, бесплатным к использованию на всей территории РФ и дружественных стран. Негоже своим трудом и заработанными деньгами развивать и финансировать экономику вражеских стран, вредящих России.

Программное обеспечение (ПО) для ведения эфира специально для ИРВ предлагается двумя отечественными компаниями: «Дигитон-Системс» из Санкт-Петербурга, и «Радиософт» из Омска. Краткое представление функционала ПО обеих компаний приведено в соответствующем разделе Форума Индивидуальное радиовещание.

«Дигитон-Системс»: Программа SYNADYN Radio 2 для ИРВ

«Радиософт»: Комплекс автоматизации радиовещания RADIO Studio Pro

Обе компании лояльно относятся к тому, что сам проект ИРВ и процесс изучения их ПО в радиокружках не может приносить им прибыли на этапе обучения. И что это исключительно работа на будущее. Поэтому компания «Дигитон-Системс» в представлении своего ПО даже написала: Если Вы руководитель радиотехнического кружка и строите при своем кружке радиовещательную средневолновую АМ радиостанцию с самодельными передатчиками, антеннами и приборами спектродинамической обработки сигнала модуляции, то приобрести программу SYNADYN Radio 2 на специальных льготных условиях Вы можете, отправив заявку по адресу электронной почты info@digiton.ru с темой письма «Программа для индивидуального радиовещания».

 

Предметно обсудить с единомышленниками конструкцию вашего конкретного АСК можно на форуме, посвящённом Индивидуальному радиовещанию: forum.cqf.su Этой теме посвящён целый раздел: «Самодельный Аппаратно-Студийный комплекс» с несколькими подразделами и возможностью создания различных тем обсуждения.

Чистого эфира!


Литература:

  1. Сергей Комаров. Технологическая цепочка радиовещания. Радиолюбитель 2022 г., № 10, стр. 28 – 31 и № 11, стр. 22 – 24.
  2. Сергей Комаров. Домашний аппаратно-студийный комплекс Индивидуального радиовещателя. Радиолюбитель. 2023, № 3, стр. 26 – 29.