Основные определения Радиотехника — теория Диапазоны радиочастот Типовые документы
Процесс легализации Структура организации Передающий комплекс Команда и контакты
Зачем это нужно Клубы и радиокружки Студийный комплекс Вопросы и ответы
Мероприятия Полезные ссылки Программы вещания Форум и общение

Домашняя студия для индивидуального радиовещания.

Сергей Комаров, Андрей Сологубов


Вариантов создания студии своей домашней радиостанции Индивидуального радиовещания (ИРВ) может быть много. Перечислять все – нет смысла. Остановимся на бюджетном варианте, который, тем не менее, обеспечит в эфире профессиональное звучание вещательной программы.


В состав студийной аппаратуры входят следующие компоненты:

1. Микрофон. На радиостанциях ИРВ их может быть два или даже три. Если Вы планируете вести эфир в одиночку, одного микрофона достаточно. Но к Вам в прямой эфир может прийти интересный гость, и говорить с ним в один микрофон крайне неудобно. А если гостей будет двое? Поэтому есть смысл выбрать один микрофон, «рабочую лошадку», для себя и иметь еще два, желательно одинаковых – для гостей эфира. А еще микрофон для акустической гитары….

2. Микрофонный процессор. У него много функций: убирает лишние «низы», чавканье и чмоканье, шепелявость и подсвистывание, может отсечь посторонние шумы с помощью порога чувствительности, сформировать тембральную окраску голоса, и поддерживать постоянный уровень сигнала при верчении головой ведущего или гостей эфира. Умная штуковина.

3. Эфирный микшерский пульт. С его помощью можно вывести в эфир сигналы разных источников звука и выдерживать соотношение их громкостей. Отличие эфирного пульта от обычного концертного (или для студии звукозаписи) заключается в том, что он должен быть:

  • Износоустойчивым (представляете сколько раз будут шмурыгаться его фейдеры?);
  • Вандалоустойчивым (А кто вандал-то, неужели я сам? – Ага! Ты, родимый! Помнишь, как кофе пролил на клавиатуру ноутбука и потом, разозлившись на себя, треснул по ней кулаком?).
  • Ремонтопригодным;
  • Нечувствительным к ВЧ наводкам радиопередатчика;
  • Простым в работе, чтобы во время эфира не теряться в множестве его регулировок. Именно по этой причине, эфирные пульты либо лишены каких-либо регулировок кроме уровня входных сигналов, либо, если пульт цифровой, они загнаны вглубь его меню и в оперативной работе не используются.

4. Различные источники звуковых сигналов, как то: CD проигрыватель, виниловая вертушка, ленточный магнитофон, репортерский цифровой рекордер, MP3 плеер, … Ну, у кого что есть.

5. Телефонный гибрид. Это та штука, с помощью которой в эфир попадают телефонные звонки в студию. Он может работать как с мобильным, так и с проводным телефоном.

6. Линейный усилитель-распределитель. Чтобы сигнал с выхода пульта можно было подать на входы разных устройств записи и на модулятор радиопередатчика.

7. Наушники. Их потребуется трое. Сколько людей выступают в эфире, столько и наушников. Желательно, чтобы они были одинаковыми, чтобы каждый из участников радиопередачи слышал в точности то, что слышат другие.

8. Усилитель для наушников. Желательно, четырехканальный с отдельной регулировкой громкости каждого канала. Ну, мало ли, еще кто к Вам в гости придет… Микрофон-то и гитарный для третьего гостя можно использовать.

9. Внешняя звуковая карта. Увы, но тот «звук», который встроен в материнскую плату компьютера, далеко не всегда обладает достаточным качеством для эфирного вещания.

10. Компьютер, на котором, будет установлена вещательная программа управления эфиром, будет хранить музыкальную базу данных, и записи всех вышедших в эфир радиопередач. Впрочем, в очень сильно бюджетном варианте, на компьютер можно установить и виртуальный эфирный микшерский пульт и двигать на экране нарисованные фейдеры мышкой или с помощью компьютерной клавиатуры.

Ну, и сами понимаете, что к этому всему Вам придется собрать огромную фонотеку своих любимых песен и любимых песен своих друзей и любимых женщин. Для этого желательно иметь к компьютеру несколько внешних жестких дисков и адаптер для их оперативного подключения. Несколько винчестеров необходимо иметь потому, что они изредка имеют тенденцию ломаться с полной потерей информации. И если Вы хотите, чтобы собранная годами фонотека всегда оставалась с Вами, соизвольте всегда иметь несколько ее копий на разных носителях и регулярно, например, раз в год, обновлять хранимые на них копии.

С учетом вышесказанного, структурная схема домашней студии для ИРВ будет такой:

Рис.1

Конечно, чего-то из источников может и не быть у индивидуального радиовещателя, ну, значит, их не будет в Вашей студии. Эта схема – не догма а лишь ориентир, к которому можно стремиться. Неравноправное подключение микрофона ведущего (через микрофонный процессор) вполне обосновано. Вы должны очень четко отстроить звучание своего голоса в эфире, чтобы слушателям было приятно Вас слушать. Это важно для создания позитивного имиджа Вашей радиостанции. Для гостей этого требования нет, и, к тому же, слушатель должен отличать Ваш голос от голоса гостей студии, даже если у Вас в реальной жизни абсолютно одинаковые голоса.