Основные определения Радиотехника — теория Диапазоны радиочастот Типовые документы
Процесс легализации Структура организации Передающий комплекс Команда и контакты
Зачем это нужно Клубы и радиокружки Студийный комплекс Вопросы и ответы
Мероприятия Полезные ссылки Программы вещания Форум и общение

Домашний аппаратно-студийный комплекс индивидуального радиовещателя

Сергей Комаров, UA3ALW

Радиолюбитель. 2023, № 3, стр. 26–29

Задача студийного помещения, как, в общем-то, и любого кабинета – это обеспечить спокойную работу сотруднику, чтобы никто не мешал. Помимо людей, отвлекающих от работы и перебивающих контекст мышления или изложения материала, выступающему на радио или ведущему радиопрограмму мешают как посторонние звуки, так и собственные звуки, особенно отраженные от стен, пола, потолка. Из-за них ухудшается разборчивость речи. Поэтому студийное помещение, должно быть закрываемым, чтобы никто не только не входил в процессе работы, но и не имел возможности постучаться, чтобы своим стуком не мог бы перебить важную радиопередачу. Несмотря на то, что помещение должно быть закрытым, вентиляция в нём должна бать обязательно. Но очень тихая. Чтобы даже чувствительные микрофоны не улавливали её работу. Чтобы вентиляция хорошо работала, она должна быть приточно-вытяжная, с коробами большого сечения, и с медленными вентиляторами.


Сформулируем максимальный комплект требований к студийному помещению:

  1. Закрываемое помещение с запираемой внешней дверью, тамбуром, и звукоизолированной внутренней дверью, чтобы стук во входную дверь не был бы слышен внутри студии.
  2. В помещении должна быть обеспечена звукоизоляция от внешних звуков. В идеале, это должно быть отдельно стоящее здание, вдали от других (и особенно от трамвайных или железнодорожных путей; про звуки поездов метро тоже помним), и в котором сотрудники в процессе работы не создают лишнего шума.
  3. В помещении радиостудии должно быть реализовано звукопоглощение внутренних звуков, чтобы они не создавали эхо или призвуки.
  4. В студийном помещении не должно быть никаких звенящих или резонирующих предметов или музыкальных инструментов (ударных, струнных или духовых).
  5. В студийном помещении должна быть вентиляция, чтобы даже за 8 часов непрерывной работы, воздух оставался свежим. Но её не должно быть слышно.
  6. В помещении радиостудии не должно быть системных блоков компьютеров или ноутбуков, поскольку их вентиляторы шумят.
  7. Излишне говорить, поэтому напишем, что в студийные помещения категорически запрещено вносить любые сильнопахнущие вещества. Курить недопустимо.
  8. Внешняя дверь в тамбур должна быть снабжена световым индикатором «Микрофон включён». Внутренняя дверь должна иметь звуконепроницаемое окно в студию, чтобы из тамбура видеть удобный момент, когда можно войти. Или, чтобы ведущий мог Вас позвать жестом.

 

Если у Вас частный дом, то все 8 требований выполнить реально. В крайнем случае - построите для студии отдельный флигель. Но если вы живёте в городской квартире, то требования 1, 4 и 8 исполнить не удастся. У Вас просто нет отдельного помещения. Второе требование можно реализовать лишь частично. Отгородиться от звуков жизни своих домашних не получится. Поэтому надо как-то иначе сделать, чтобы посторонние звуки не попадали в микрофон. Или взять микрофон с узкой диаграммой направленности (кардиоида или суперкардиоида).

К примеру, в танках, когда работает двигатель и пушка производит выстрелы, танковое переговорное устройство обеспечивает и слышимость и разборчивость общения экипажа между собой. И там используются микрофоны. Наши отечественные! Разработанные в СССР! И как это сделано и как они устроены – вовсе не секрет. Поищите описание ДЭМШ-1а и разберитесь с физикой его работы. Право, интересное инженерное решение! Кстати! На знаменитой фотографии Юрия Гагарина в космическом шлеме у уголков его рта видны как раз, два именно таких микрофона. Этот микрофон, конечно, не годится для радиовещания, и я его здесь вспомнил, лишь как вариант возможного инженерного решения любой сложной задачи.

С другой стороны, если вы собираетесь вещать из городской квартиры, и отдельной комнаты под студию нет, то отпадают сложности с вентиляцией. Открыть форточку можно почти всегда и шум с улицы всё равно не громче, чем крик жены «Вася! Обедать!» И если вы придумали, как не оповещать своих слушателей, что ваш Вася обедает (или это вы сами?), то, вероятно и шума улицы в эфире тоже слышно не будет. Итак, приступим к практике!

Рис. 1. Домашний аппаратно-студийный комплекс

Рис. 1. Домашний аппаратно-студийный комплекс


У большинства, как радиолюбителей, так и индивидуальных радиовещателей, в распоряжении имеется городская квартира, в которой можно отвоевать для своего увлечения самый дальний от окна тёмный угол, например, слева от входной двери (прихожей или комнаты – это уж как повезёт, слава Богу, если не кухни). Такой вариант я изобразил на рис. 1. Исхожу из того, что руки у Вас растут правильно и из нужного места. Как реализовать нарисованное, из каких материалов и каким инструментом, полагаю, понятно. Что-то покупаем, остальное делаем сами.

Два ватных матраса стандартным размером 2 х 1,6 метра, поставленные вертикально в угол комнаты с перехлёстом по центру, обеспечат хорошее звукопоглощение. Непосредственно за спиной ведущего и гостя вешаем поверх матрасов ковёр, размером 2 х 3 метра. В 60-70-е годы прошлого века на ковры была мода, их вешали на стену над диваном или над кроватью и, полагаю, у вас или у ваших родителей где-то лежат ковры, свёрнутые в валик. Пора их достать и придать им достойное место. Главное достоинство ковра – это хорошее широкополосное звукопоглощение. Ну, и потом, это красиво!

Спроектировать конструкцию лавки, полагаю, не так уж и сложно. Справитесь без моих чертежей. В какой уж раз повторяю – ИРВ – это занятие не для начинающих. А в возрасте 18+ нормальные люди прекрасно умеют сами составлять чертежи, пользоваться инструментом, и столярные и слесарные навыки имеются в полном объёме. Размер и форму седалища я нарисовал. Высоту лавки от пола подберите сами, как удобно сидеть. Лично для меня (я мальчик высокий 1 м 88 см) удобная высота стула (лавки) составляет 42 см. Если сидеть хочется мягко, то можно сложить в несколько слоёв шерстяной плед. Главное, чтобы лавка была тяжёлой, мёртво стояла бы на полу, и никак не реагировала на ёрзания ведущего. Как вариант, её ножки даже можно намертво привернуть шурупами к полу с помощью стальных уголков.

Перед ведущим, под левую руку – микшерный пульт (я нарисовал вполне хороший аналоговый микшер MACKIE 1402VLZ3). Но можно применить любой аналогичный или более современный, со встроенной звуковой картой и USB интерфейсом. В идеале, конечно, SOUNDCRAFT, но это на мой вкус. На истину не претендую. По структуре аппаратуры, ориентируюсь на рис. 4 [1].

Под правую руку я положил компьютерную мышку, за ней клавиатура, в досягаемости руки ведущего, и на дальнем краю стола, на расстоянии 750 мм от глаз – плоский монитор с размером диагонали экрана 24”. У меня используется Dell U2412M с разрешением 1920х1200 точек. А вот системный блок компьютера необходимо вынести за пределы заглушенного уголка комнаты. У него шумят вентиляторы и этот шум в эфире совсем ни к чему. Ну, например, установите его в левый верхний угол рисунка 17, на полу, вдоль стены, за деревянным 45-и градусным открылком, подложив под него лист 20 мм пенополиэтилена или войлока (можно пару старых валенок).

Теперь про микрофоны. Они здесь все принципиально – динамические, установлены на тяжёлом (лучше, дубовом) столе. Конденсаторные или электретные, для такой студии непригодны. Они соберут весь внешний шум, и даже лай соседской собаки на улице будет слышен громче, чем ваш голос. Не думаю, что такое звуковое сопровождение будет украшать вашу радиопрограмму. Я нарисовал два голосовых микрофона SHURE SM58 один гитарный SM57 и микрофон ведущего SHURE SM7B. Микрофон ведущего стоит на столе на штатном тяжелом круглом основании и короткой стойке, высотой 200 - 250 мм. Микрофоны можно установить и на «журавлях». Впрочем, это не принципиально. У кого, какие стойки есть, такие и пригодятся. Не забывайте и про возможность крепления микрофонных стоек к потолку звуковой кабины или к потолку комнаты. По крайней мере, под ногами мешаться не будут.

Глаза ведущего «привязаны», в основном, к монитору компьютера – он стоит напротив, иногда – к микрофонам и микшерному пульту. А вот глаза эфирного гостя или исполнителя следует привязать к его спутнице, посадив её на диван или в удобное кресло напротив. Когда гость, выступает или рассказывает что-либо хорошо знакомому человеку, то ему легче собраться.

А куда деть остальные приборы, которые входят в состав аппаратного комплекса? Наилучший вариант это сделать верхнюю полку (этажерку) и разместить их выше головы ведущего, но перед ним (жестко подвесить их к потолку звуковой кабины). Тогда всё под руками. Так не удастся разместить лишь винил-проигрыватель. Но если Вы в эфире работаете с винилом, то уж точно без живых песен под гитару в прямом эфире, и винил проигрыватель встаёт в среднюю часть лавки (она мёртво стоит на полу), а рядом поместится помощник (тоже гость – хозяин редкого винила), который в своё удовольствие будет сам ставить нужные песни, а может быть, и объявлять их в эфире, разумеется, с вашего позволения. Куда удобнее поставить микрофон для такого помощника, это вы уже сами сообразите. Однозначно SHURE SM58.

Не сказал про наушники. Они, либо на голове ведущего и гостя, либо висят на крючках на верхней полке с аппаратурой. Если уж делаем компактную студию в углу жилой комнаты, то максимально используем объём. А теперь посмотрим, как это всё делается с самого начала (рис. 2).

Рис. 2. Подготовка угла комнаты под строительство в нём студийной каморки

Рис. 2. Подготовка угла комнаты под строительство в нём студийной каморки.


В углу жилой комнаты, в котором вы решили сделать студийную каморку (рис. 2), надо освободить площадь 1,5 х 1,5 = 2,25 кв. м.

Потребуются пластиковые дюбели, диаметром 8 мм которые надо будет забить в стены на высоте 100 мм, и 2075 мм. Штук по шесть для каждой рейки. Итого 24 штуки. Рейки 25х50х1500 крепим к дюбелям шурупами. К рейкам прикручиваем на шурупах доски 25х200х2100. Между досками и стеной должен быть зазор 25 мм. Доски посередине не должны касаться стен, чтобы звуковые колебания середины стен не передавались на деревянный каркас звуковой кабины. Верхние торцы досок должны точно совпасть с верхней гранью рейки. Делать надо точно по размерам и размечать рейсмусом (а не карандашом или фломастером), тогда получится ровно и аккуратно.

Сверху звуковая кабина наискосок, под 45 градусов к стенам, перекрывается потолком из досок 25х200, как показано на рис.2, вверху-справа. Над звуковой кабиной, к удовольствию Ваших домашних, можно сделать антресоль для нетяжёлой мягкой одежны, несезонного характера. Заодно, одежда обеспечит дополнительное звукопоглощение. А вот кухонную посуду, сервизы или всякие железяки, туда класть не следует! Звяканье или дребезжание в эфире ни к чему.

Снизу перекрытие потолка звуковой кабины тоже заглушается. Для этого из реек 50х80, прикреплённых к потолку на ребро с помощью длинных шурупов, делается каркас, размером 600х600 мм (рис. 2, сверху-справа). В ячейки 550х550х80 укладывают либо ватные матрасики, либо полотно минеральной ваты (стекловату применять не следует – обчешетесь, да и для лёгких это вредно). Снизу звукоизоляция закрывается гипсокартонными перфорированными плитками АГШ или «Мелодия». Впрочем, в классических студиях знаменитого радиодома на Пятницкой улице 25, из которого на весь мир звучало: «Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского союза!» такие плитки были сделаны из фанеры толщиной 6 мм. Поэтому купить 4 листа фанеры 600х600 мм и насверлить в них отверстий (рис. 3, размеры снизу-справа), полагаю, проблемы не составит. Лучше сверлить по рисунку плитки «Мелодия». И отверстий меньше сверлить, и звукопоглощение по частотам получится более равномерное.

Рис. 3. Самодельная звукопоглощающая плитка с отверстиями типа «Мелодия»

Рис. 3. Самодельная звукопоглощающая плитка с отверстиями типа «Мелодия».


На тыльную сторону акустических панелей наклеивается марля. Это надо для того, чтобы ворсинки звукопоглощающей минеральной ваты (которую вы уложите за этими панелями), не крошились бы в помещение студии, и одновременно не мешала бы звуку проникать через отверстия.

Звукоизоляция пола. В данном случае не столь важна (микрофоны его почти не «видят»), и если у вас пол паркетный, и поверх, вы постелите толстый ковролин, этого будет более, чем достаточно. Если же пол цементный и сверху застелен линолеумом, то по примеру стен, сделайте настил из досок 40х200, подложив под них рейки 25х50х1500, таким же рисунком, как и на потолке. А уже поверх толстых половых досок постелите ковролин.

Программное обеспечение (ПО) для ведения эфира выпускается двумя отечественными компаниями из Санкт-Петербурга «Тракт» и «Дигитон». По качеству и функциональности ПО приблизительно одинаковое. Различаются только логикой мышления разработчиков. Но поскольку обе компании при разработке программ работали в тесном контакте с радиовещателями (знаю, поскольку в конце 90-х сам работал с обеими этими фирмами, будучи техническим директором одной из крупнейших частных радиостанций России), то оба функционала вполне хороши для работы. Отвечаю своим личным участием! Что выбрать – дело вкуса. Ознакомиться с особенностями одного и другого можно на сайтах их компаний: www.tract.ru и digiton.ru.

Правда, фирма Тракт выпустила бесплатную облегчённую версию своего программного обеспечения «Джинн Лайт», которую можно свободно скачать с её сайта, изучить, освоить и даже начать радиовещание, а потом, когда в процессе развития потребуются дополнительные профессиональные возможности, докупить недостающее ПО.

Вопрос: А можно сделать домашний АСК ещё проще?

– Можно. В углу комнаты, на расстоянии 100-120 мм от стены повесьте ковёр. Поставьте в угол, спинкой к ковру кресло с матерчатой обивкой или два, в расчёте на гостя эфира, и перед собой – тот же самый стол с микрофонами, пультом, клавиатурой и монитором. Системный блок компьютера спрячьте от микрофонов сбоку за ковёр. Всё! – Но это уже для самых ленивых.

Думайте, кого вы будете приглашать выступать на своём радио. Ваш АСК – это ваш имидж.

Предметно обсудить с единомышленниками конструкцию вашего конкретного АСК можно на форуме, посвящённом Индивидуальному радиовещанию: forum.cqf.su

Чистого эфира!


Литература:

  1. Сергей Комаров. Домашний аппаратно-студийный комплекс индивидуального радиовещателя. Журнал Радиолюбитель. 2023, № 3, стр. 26-29