Основные определения Радиотехника — теория Диапазоны радиочастот Типовые документы
Процесс легализации Структура организации Передающий комплекс Команда и контакты
Зачем это нужно Клубы и радиокружки Студийный комплекс Вопросы и ответы
Мероприятия Полезные ссылки Программы вещания Форум и общение

Выбор микшерского пульта и требования к студийной аппаратуре
для радиостанции индивидуального радиовещания.

Андрей Сологубов, RV3DOI
Заведующий кафедрой звукорежиссуры ВГИК


Для выбора микшерского пульта необходимо cоставить простейшее техническое задание и после определить круг устройств, отвечающих ему и бюджету, выделенному для создания всей радиостанции.


Начнем с выяснения основных требований к микшеру:

  1. Необходимое количество микрофонных входов.
  2. Количество других источников звуковой информации.
  3. Какие внутренние или внешние приборы обработки звукового сигнала собираетесь использовать.
  4. Число выходов для наушников.
  5. Число дополнительных линейных выходов.
  6. Какие регуляторы должны быть в микшере? Наиболее часто используют движковые. Но существуют микшеры и с поворотными регуляторами. Они, как правило, надежней. А при самостоятельном изготовлении микшера, значительно дешевле и само изготовление передней панели микшера с поворотными регуляторами будет на порядок менее трудоемким.
  7. Необходимо выбрать техническую реализацию устройства – аппаратное (законченное аналоговое или цифровое устройство с заданными параметрами) или программно-аппаратное решение, при котором часть функций микшера выполняет специальная программа для компьютера).

После этого надо будет четко для себя определить вариант получения устройства с заданными параметрами:

  1. Микшер можно приобрести на первичном или вторичном рынке.
  2. Микшер можно полностью самостоятельно разработать и сделать
  3. Микшер можно сделать на основе отдельных блоков или законченных устройств, приспособив их под свои требования.
  4. При выборе программно-аппаратного решения необходимо подобрать внешнюю звуковую карту для компьютера и набор необходимых программ. Возможно и применение специализированного контроллера для удобства управления программами.

Но все-таки, предпочтение стоит отдать аппаратному и аналоговому решению. При одинаковом качестве вещательного сигнала по сравнению с цифровым, аналоговое решение и проще, и дешевле. К тому же компьютер и так будет занят работой специализированной радиовещательной программы (например, «Джинн-лайт» фирмы «Трактъ» http://www.djinlite.ru) и одновременная работа нескольких программ управления звуком, чревато конфликтами.

Минимальное количество микрофонных входов – 2. Почему два?

  1. Один вход основной – для вашего индивидуально подобранного микрофона.
  2. Второй вход используется как резервный и для микрофона приглашенного гостя.

Иногда необходимо большее число микрофонных входов. Если место позволяет, то конечно возможно приглашение нескольких собеседников или музыкантов для совместного выступления в прямом эфире, но это заметно усложняет и увеличивает стоимость оборудования или трудоемкость его самостоятельного изготовления. А использоваться «в полную силу» оно будет достаточно редко.

Основным источником для трансляции музыки или заранее записанной программы является компьютер. Отдельный универсальный проигрыватель дисков различных форматов или флеш-карт может быть дополнительным или резервным источником. Поэтому минимально необходимо два линейных стерео-входа. Но если вы хотите в прямом эфире показать свои навыки ди-джея или порадовать слушателей «винтажным» звучанием виниловых дисков, то потребуются отдельная пара стерео-входов с усилителями-корректорами для подключения проигрывателей. Еще две пары линейных стерео-входов могут понадобиться, как резервные или для использования дополнительных источников, например – синтезатора или какого-то другого электронного музыкального инструмента. Эти же входы позволят подключить дополнительный микшерский пульт при большом числе гостей или организовать обратную связь со слушателями через телефон или компьтерные связные программы.

При возможности, в эфир лучше ставить записи с CD, с магнитофонной ленты, с винилла, пойдут исходные (не подвергавшиеся цифровому сжатию) файлы с компьютера в формате wav. Что же касается сжатых файлов (в том числе MP3), то они хороши для личного прослушивания в транспорте на наушники или в автомобиле на динамики (там, где велик уровень постороннего шума). При передаче в эфир вскрывается их значительная обедненность музыкальными нюансами и радиостанция звучит как бы «плоско», неэмоционально, а это сильно снижает привлекательность звучания для слушателей. Не создает настроения. Поэтому фонотеку для радиовещания лучше собирать либо на CD, либо в формате wav. При существующих сейчас объемах жестких дисков это не вызовет проблемы.

Рассмотрим обработку поступивших на микшер сигналов.

Теперь уже традиционно на микшере в каждом канале присутствует встроенный эквалайзер для частотной коррекции поступающего сигнала. Он может быть простейшим на 2-3 полосы или сложным многополосным с регулировкой множества параметров. Для нашей радиовещательной станции необходима отдельная динамическая обработка сигнала поступающего от каждого микрофона. Для современных универсальных микшеров с небольшим числом входов наличие встроенных компрессоров на каналах большая редкость по чисто экономическим причинам. Но вот отдельные INSERT –разъемы для подключения «в разрыв» внешнего прибора динамической обработки присутствуют в большинстве моделей.

Микрофонные процессоры

Как правило, микрофонные процессоры содержат предусилитель, с НЧ фильтром, эквалайзер, компрессор, а отдельные образцы дополнены лимиттером, гейтом, де-эссером, также у некоторых приборов есть гнезда "INSERT" через которые в тракт можно подключить приборы психоакустической обработки типа эксайтера или энхансера.

Микрофонный процессор прибор относительно дорогой. И надо ли их иметь два (для ведущего и гостя эфира) или можно все микрофоны свести на дополнительном простом микрофонном микшере и подать на один микрофонный процессор? Но тогда возникает вопрос – под чей голос настроить динамическую обработку процессора? Или специально давать свой голос через процессор, а голос гостя - без обработки. Есть смысл во всех трех вариантах. Все зависит от акцентов, которые Вы выбираете для звучания своей радиостанции. Если Ваша программа будет ориентирована на Вас лично, а гости лишь эпизодичны, то тратиться на второй процессор нет смысла. Если же вещание будет вестись в диалогах, то второй микрофонный процессор просто необходим. Если же в Вашем эфире возникнет желание пригласить несколько гостей и организовать «круглый стол», то второй процессор, настроенный под «усредненный голос» как раз и будет работать для всех гостей через дополнительный микрофонный микшер. Ваш же персональный микрофонный процессор ведущего выгодно выделит Ваш голос на фоне остальных. В радиовещании слушатель не видит выступающего, поэтому понять, кто сейчас говорит можно лишь по интонациям и тембру голоса.

Наличие встроенного процессора эффектов желательно, но не обязательно. Он может понадобиться при выступлении музыкантов в прямом эфире или для индивидуального подчеркивания вашего голоса. Но вот возможность внешнего подключения такого прибора через дополнительные AUX выходы и отдельные линейные входы предусмотреть необходимо.

Для контрольного прослушивания выходного сигнала вам потребуются наушники. Использование контрольных громкоговорителей возможно только при наличии отдельного звукоизолированного «дикторского» помещения, что для домашних условий не реально.

Микшерский пульт должен позволять прослушивать не только выходной (программный) сигнал, поступающий на передатчик, но и отдельно каждый сигнал поступающий на микшер. Без этого комфортно работать не получится. Чаще всего к микшеру можно подключить только одни наушники. А если у вас гости , то каждый из них должен иметь возможность комфортного общения с вами и между собой. И всех гостей надо обеспечить отдельными наушниками. Для этого у микшера необходим еще один AUX- выход с индивидуальной настройкой уровня с каждого входного канала , к которому подключается отдельный усилитель для наушников . Такой усилитель очень не сложно изготовить самостоятельно или приобрести готовый.

На программном выходе микшера надо предусмотреть подключение «эфирного процессора» - отдельного прибора динамической и спектральной обработки выходного сигнала, который формирует «голос» вашей радиостанции и обеспечивает комфортное прослушивание программы в жестких технических условиях параметров выходного сигала. Наиболее удобно использовать для этого отдельные INSERT-разъемы на программном выходе.

Необходимо также обеспечить возможность контрольного прослушивания непосредственно эфирного сигнала. На микшере должен быть отдельный вход для контрольного приемника (монитора) и заблокирована возможность попадания этого сигнала на программный выход пульта. В качестве такого монитора можно использовать простейший детекторный приемник со своей индивидуальной антенной.

Для вещания через интернет у микшера должен быть отдельный регулируемый программный выход, cигнал с которого будет подаваться в компьютер, позволяющий вести такую трансляцию.

Отдельно необходимо рассмотреть тему измерения уровня выходного сигнала . На простейших универсальных микшерах есть некий квазипиковый «показометр» из нескольких светодиодов, позволяющий увидеть присутствие сигнала на выходе и примерно фиксирующий уровень в нескольких точках шкалы. В домашних условиях к нему можно приспособиться, но лучше самостоятельно изготовить VU-метр на основе стрелочных индикаторов или линеек с большим количеством светодиодов и откалибровать по образцовым приборам.

При самостоятельном изготовлении или покупке готового микшерского пульта нельзя забывать и про эргономику. Вы покупаете или изготавливаете не просто микшерский пульт, а организуете себе рабочее место, где этот пульт только часть всей радиостанции.

И как часто у нас бывает, что рабочее место временное, то есть надо предусмотреть возможность быстрой полной или частичной сборки-разборки всего комплекта оборудования.


Так какой же микшерский пульт можно купить? Универсальные аналоговые микшерские пульты на 8-16 каналов низшей ценовой категории производят Yamaha, Soundcraft, Nady, MACKIE, Behringer, PEAVEY , Alto и другие производители. Но такие пульты потребуют внешние приборы динамической обработки. Цифровые универсальные микшеры большинства этих же производителей значительно дороже аналоговых, но имеют «на борту» сложную частотную и динамическую обработку, встроенные процессоры эффектов и разветвленную систему внутренней коммутации с возможностью запоминания множества сцен настроек пульта. Но в этих микшерах нет усилителей-корректоров для виниловых проигрывателей и для нашей задачи они будут использоваться в лучшем случае на четверть заложенных возможностей. На вторичном рынке, на интернет-барахолках и специализированных форумах это оборудование можно найти за 25-50% первоначальной цены и если повезет, то и в хорошем состоянии.

Стоит обратить внимание на специализированные ди-джейские (дискотечные) микшеры. Среди них можно найти много достойных для нашей задачи устройств. Традиционные для таких микшеров два микрофонных входа часто имеют приличный компрессор и эквалайзер. А на программном выходе можно найти встроенный 2-3 полосный компрессор-лиммитер. Линейные входы чаще всего выполнены на RCA-разъемах («тюльпан») для подключения бытового звукового оборудования. Имеются встроенные усилители-корректоры. Только на таких микшерах есть отдельная функция кросс-фейда, позволяющая плавно смикшировать выбранные источники сигналов одной рукой. На многих таких микшерах есть встроенные проигрыватели файлов различных форматов с USB-флешек. Отдельные экземпляры могут использоваться и как контроллеры и готовые многоканальные звуковые карты для компьютеров. Такие специализированные микшеры выпускают Denon, Allen & Heath, Behringer, Pioneer, Stanton и много других производителей звукового оборудования.


Литература.

  1. Комаров С. Передающий комплекс Индивидуального радиовещания. «Радио» 2015 № 9, стр. 21…26.
  2. Михаил Сергеев «Микрофонные процессоры» (обзор) «Звукорежиссер» 2007, № 9, стр. 5-45.
  3. Комаров С. Детекторный монитор средневолнового радиовещательного передатчика. - Радио, 2015, № 8, с. 29 - 31.
  4. Михаил Сергеев. «Тестируем микрофоны для радиовещания» «Звукорежиссер» 2010 № 6, стр. 34…41.