Зачем это нужно Структура организации Программы вещания Команда и контакты
Основные определения Диапазоны радиочастот Радио «Зеленый глаз» Клубы и радиокружки
Процесс легализации Типовые документы Радиотехника — теория Вопросы и ответы
Конференции и решения Полезные ссылки Комплект аппаратуры Форум и общение

К вопросу о легализации свободного (любительского) вещания в рамках существующего
правового поля

Журнал «BROADCASTING»
2006 г. №8, стр. 26, 27.

Виктор Горегляд,
Заместитель руководителя Росохранкультуры

Вещание со свободной концепцией существовало еще в СССР, но на нелегальной основе, поскольку такого направления деятельности не было предусмотрено законодательством. Приверженцев свободного вещания довольно много и сейчас, только по Подмосковью их сотни, а по стране, вероятно, десятки тысяч. Законодательной базы для такого вещания до сих пор нет, а во времена СССР для всех СМИ существовала тотальная цензура и эту увлеченную и инициативную молодежь именовали радиохулиганами, боролись с ними как с преступниками. На сегодняшний день стихийная деятельность увлеченных радиовещанием людей нисколько не противоречит Конституции нашей страны, а будучи легализованной, может принести большую пользу обществу.

В журнале «Broadcasting. Телевидение и радиовещание» в 2006 г. вышла серия публикаций1, посвященных различным аспектам легализации свободного радиовещания. На вопросы, касающиеся регистрации СМИ со свободной (творческой) концепцией, отвечает Виктор Горегляд, заместитель руководителя Росохранкультуры.


— В настоящее время существует идея предоставить свободным вещателям возможность создать свои клубы, а клубам в свою очередь объединиться в Ассоциацию свободного вещания. Виктор Демьянович, насколько, по Вашему мнению, разумна эта затея?

— Я бы начал с того, что необходимость в создании такого проекта, безусловно, существует. В настоящее время работает масса клубов, объединяющих людей по различным интересам. Так почему бы не создать клуб, объединяющий свободных вещателей? Сама по себе эта идея в чистом виде (если пока не касаться вопросов законодательства) — замечательная. И результатом объединения может стать организация, направляющая молодых людей в правильное русло. Я думаю, что от этого выиграют и сами свободные вещатели, и общество, поскольку любая организованная деятельность предпочтительнее неорганизованной.


— Идея объединения свободных вещателей и придания им официального статуса родилась по аналогии с Национальной Ассоциацией Телерадиовещателей —НАТ. Ассоциация свободного вещания могла бы взять на себя задачу воспитания кадров для профессионального радиовещания, чтобы и государственные и коммерческие вещатели в будущем не испытывали нехватку квалифицированных, а главное, увлеченных кадров, которую ощущают сейчас?

— Ассоциацию свободного радиовещания нужно создавать и, что особенно важно, тщательно прорабатывать правовую базу для реализации этого проекта. А здесь не все просто. Ведь эфирное радиовещание по действующему законодательству — это лицензируемый вид деятельности. В населенных пунктах с числом жителей более 200 тысяч человек или в столицах субъектов Российской Федерации требуется проводить конкурс на пользование радиочастотой (в соответствии с постановлением Правительства № 698). Не думаю, что это будет воспринято свободными вещателями с удовлетворением. Здесь, очевидно, нужно находить какие-то нестандартные схемы, чтобы вещательная деятельность была минимально забюрократизирована, и могла контролироваться в рамках действующих законодательных норм. При этом необходимо создавать условия для реализации творческого потенциала свободных вещателей.


— В пятом номере журнала «Broadcasting» за 2006 г. была предпринята попытка вписать Ассоциацию свободного вещания в существующую структуру взаимодействия государственных и профессиональных органов2. Виктор Демьянович, у Вас есть предложения, которые можно было бы учесть при разработке законодательства, регулирующего свободное вещание?

— Принимать отдельный закон для легализации свободного радиовещания — нецелесообразно. Возможны либо корректировки, либо небольшие дополнения к действующему законодательству. Хорошо, если бы оказалось возможным обойтись вообще без изменений нормативной базы. В крайнем случае, хотелось бы обойтись постановлением Правительства, поскольку «покушаться» на Федеральный закон — это слишком серьезно.

Принимая во внимание сложившуюся специфику радиовещательной деятельности, хочу сказать следующее. Во-первых, у свободных вещателей отсутствует четко зафиксированная концепция вещания: она носит творческий характер и ограничена исключительно нормами действующего законодательства. Другими словами, то, что для профессиональных вещателей является предметом конкурсного рассмотрения и лицензирования, здесь представляет собой элемент творчества, который нельзя строго регламентировать.

Во-вторых, свободные вещатели не претендуют на персональное частотное присвоение для своей радиостанции. Никто из них не собирается вещать круглосуточно, занимая эфирную частоту только своими радиопрограммами. Им нужны полосы частот в вещательных диапазонах, выделенные администрацией связи на вторичной основе по отношению к станциям профессионального радиовещания, при условии, что свободные вещатели не будут создавать радиопомехи.

То есть, перед тем как включить радиопередатчик, свободный вещатель должен убедиться, что на выбранной частоте в пределах отведенного ему участка вещательного диапазона не работают профессиональные радиостанции и другие свободные вещатели. Поскольку по Регламенту радиосвязи тот, кто первым начал работу на данной частоте, имеет приоритет перед тем, кто собирается выйти в эфир. Только убедившись, что эфир свободен, вещатель может включить радиопередатчик и начать трансляцию своей программы.

При такой специфике деятельности (когда концепция вещания имеет творческий характер и когда вещателю не требуется персональное частотное присвоение) отпадает необходимость лицензирования. С точки зрения Росохранкультуры необходима лишь регистрация свободного вещателя как средства массовой информации, чтобы зафиксировать принадлежность радиостанции и название СМИ.

Работа радиостанций без персонально выделенной частоты — прецедент, признанный не только на государственном, но и на мировом уровне. В таком правовом поле работают радиолюбители-коротковолновики. Правда, они выходят в эфир в специально выделенных любительских диапазонах частот, где кроме них никто больше не работает, соответственно, в этих диапазонах отсутствует парк вещательных радиоприемников и аудитория радиослушателей. Свободные вещатели, в отличие от радиолюбителей, претендуют на работу в радиовещательных диапазонах, где есть слушатели, однако остальные технические вопросы у них аналогичны. Поэтому вполне возможно применение для технической стороны свободного вещания радиолюбительской правовой базы, разумеется, с корректировкой с учетом вещательной специфики.

Таким образом, вырисовывается возможный способ легализации персональных и коллективных (школьных, институтских, и пр.) станций свободного вещания:

  1. Вступление в Клуб свободного вещания.

  2. Изучение правил поведения в радиоэфире, основ создания творческих радиопрограмм и сдача экзаменов на право вещания. Причем обучение в клубе и, соответственно, прием экзаменов, должны вестись по четырем дисциплинам:

    • радиотехника и техника безопасности,

    • правила поведения в радиоэфире,

    • основы создания радиопрограмм,

    • знание Закона о средствах массовой информации.

  3. Регистрация СМИ, где учредителем выступает общественная организация Клуб Свободного радиовещания, а главным редактором — персонально сам свободный вещатель.

  4. Подача заявки свободным вещателем в Россвязьнадзор на получение Свидетельства о регистрации радиоэлектронного средства на основании имеющегося свидетельства о регистрации СМИ.

Однако для того, чтобы Россвязьнадзор мог выдать такое свидетельство, необходимо решение Государственной комиссии по радиочастотам о выделении полос частот станциям свободного радиовещания на вторичной основе в пределах существующих вещательных диапазонов. Для начала можно было бы инициировать принятие такого решения по выделению в диапазоне средних волн (например, традиционного участка 1,4-1,6 МГц) на вторичной основе с мощностью передатчика не более 100 Ватт. Этого вполне достаточно, чтобы удовлетворить потребность свободных вещателей на этапе становления Ассоциации свободного вещания. Как только решение ГКРЧ будет принято, появятся все исходные составляющие для легализации свободного вещания в нашей стране. И вот тогда надо будет создавать Клубы свободного вещания, объединять их в Ассоциацию, входить в НАТ (например, на правах ассоциированного члена), разрабатывать массу нормативных документов для клубов и Ассоциации в целом. Чтобы молодой увлеченный человек мог прийти в клуб, изучить минимальную нормативную базу и в течение полугода получить право на вещание.

Разумеется, такое вещание должно иметь соответствующие ограничения и закон о средствах массовой информации должен исполняться неукоснительно. Повторю, что самое главное — это принятие решения ГКРЧ по выделению полос частот для свободного радиовещания. Решение остальных вопросов находится в уже имеющемся правовом поле, и действующие законы могут быть распространены на свободное вещание без внесения в них поправок.


— Виктор Демьянович, работа предстоит огромная. Могли бы Вы по ее ходу оказывать консультационное содействие рабочей группе, которая возьмет на себя легализацию свободного радиовещания?

— Да, конечно. В силу своего статуса, официально входить в рабочую группу я не могу, но консультировать и направлять работу, чтобы она была эффективной и заняла по возможности минимальное время, — это всегда, пожалуйста.

Беседу вел Сергей Комаров



1 С. Комаров, «Любительское (свободное) радиовещание: история, проблемы, возможности», BC №2, 2006;
О. Разин, «Всем, всем, всем! В эфире свободная радиостанция!», BC №4, 2006;
А. Оганесян, «Любительское радиовещание нужно легализовать», BC №4, 2006;
С. Комаров, «Ассоциация любительского радиовещания: структура организации, формы деятельности, задачи», BC №5, 2006;
В. Шилов, «Кое-что о любителях и профессионалах», ВС №5, 2006;
В. Тимофеев, «Нужны ли новые законодательные акты для так называемого “любительского радиовещания”?», ВС №7, 2006.

2 С. Комаров, «Ассоциация любительского радиовещания: структура организации, формы деятельности, задачи», BC №5, 2006.