Основные определения Радиотехника — теория Диапазоны радиочастот Типовые документы
Процесс легализации Структура организации Передающий комплекс Команда и контакты
Зачем это нужно Клубы и радиокружки Студийный комплекс Вопросы и ответы
Мероприятия Полезные ссылки Программы вещания Форум и общение

Технологическая цепочка радиовещания

Сергей Комаров, UA3ALW

Радиолюбитель 2022 г., № 10, стр. 28-31 и № 11, стр. 22-24

С радиовещанием мы сталкиваемся почти каждый день. Но многие ли задумываются, как оно работает, для чего нужно, что в него входит и какие специалисты нужны для его успешной деятельности?


В любом деле, для его понимания, сначала необходимо определиться со следующими тремя стратегическими вопросами:

- кому это нужно, и кто будет за это платить?

- кто будет исполнителем, и что ему для этого нужно?

- кто будет потребителем, и как его заинтересовать им быть?

Хочу обратить внимание, что у профессионального радиовещания (государственного и коммерческого) и, в альтернативу, у Индивидуального, ответы на эти вопросы разные. Начнём с профессионального (Рис. 1), чтобы потом, в сравнении понять разницу.

Рис. 1. Стратегия организации профессионального радиовещания, телевидения и любых средств массовой информации

Рис. 1. Стратегия организации профессионального радиовещания, телевидения и любых средств массовой информации.

Исполнители – редакции радиовещания – журналистские коллективы. Они создают привлекательную для слушателей радиопрограмму. Есть такое хоть и циничное, но точное определение: Радиопрограмма – это красивая обёртка для рекламы. И эта программа должна быть интересна целевой аудитории радиостанции. Это вовсе не предмет самовыражения журналистов или главного редактора, а чётко выверенные передачи, ориентированные на интересы слушателей. Только в этом случае вашу программу будут слушать и доверять настолько, что тратить свои деньги на то, что вы посоветовали в своих рекламных роликах или хвалебных передачах.

Инженеры и техники в профессиональном радиовещании – это обслуживающий персонал у журналистов. Они, типа, должны чинить то, что ломается и больше ни для чего не нужны. Так…. подай, принеси, почини, пошёл вон. Сталкивался. Журналисты (ведущие, ди-джеи, новостники, редакторы…) на профессиональном радио вообще считают, что эфир создаёт студия. Вошёл в студию, двинул микрофонный фейдер на эфирном пульте, сказал в микрофон «Мяу!» и ты уже в эфире. О том, что за студией ещё что-то есть, они даже не задумываются. А вопрос, как твой голос попадает в радиоприёмник, и вообще большинство радиожурналистов вводит в ступор: «Так, что, провода от микрофона подключаются прямо к эфиру? А как это?» И всё! Приплыли! Туши свет, сливай воду. После такого вопроса до некоторых журналистов медленно доходит осознание уровня своего интеллекта, и они начинают люто ненавидеть инженеров. Они начинают осознавать, что инженеры их заменить в эфире могут легко, а вот они, - заменить инженеров – никогда. Между интеллектами технарей и гуманитариев – пропасть. Повод для ненависти к тем, кто умнее.

Старый конфликт «Физики – Лирики». Почти каждый физик в душе обязательно немного лирик. А вот обратное не верно. Некоторые физики даже сочиняют музыку и песни и сами их поют под гитару, именуясь бардами, или участвуют в неформальном движении КСП[1]. Физикам, вообще свойственна романтика! Подавляющее большинство лириков ничерта не понимают в физике, ненавидят её лютой ненавистью и жутко боятся. Починить электрическую розетку в квартире – дело далеко за пределами их интеллекта.

Впрочем, исключения встречаются. К примеру, профессор живописи Нью-Йоркского Университета Самюэль Финли Бриз Морзе – не только сам писал картины, но и учил этому студентов – более чем лирик. Но как художник, он не приобрёл мировой славы, а вот его любительское увлечение электричеством, механикой и связью привело к изобретению самого эффективного и завоевавшего весь мир телеграфного аппарата и троичного неравномерного кода к нему для передачи сообщений с помощью прерывания электрического тока, уже скоро два века[2] носящего его имя!  И весь мир его знает именно, как изобретателя телеграфа! Но много ли таких лириков?

Потребители радиопрограммы (вернее – рекламы) на профессиональном радио – аудитория слушателей. Массы. Но здесь тоже не всё просто. Аудитория на радио сильно разношёрстная. Кто-то слушает радио в автомобиле, кто-то дома, кто-то на работе, занимаясь механической работой, когда мозги скучают… Различаются как жизненные интересы, так и музыкальные и информационные пристрастия. Музыкальный вкус у молодёжи формируется в возрасте 13 – 19 лет. И дальше остаётся почти неизменным на всю жизнь. А поскольку мода на музыкальные стили со временем меняется, то и возрастные группы обладают разными музыкальными вкусами. Что касается информации, то молодёжь, как правило, «говорильня» не интересует. В радиоэфире молодые люди ищут музыку себе под настроение. Их интересуют эмоции. Наоборот, людей, уже всего добившихся в жизни, кому хорошо за 50, музыка интересует редко. Им подавай информацию о положении дел в стране и о мировых событиях. Их мозг ищет интерес в анализе событий, а то и участия в них. Ну, и товары и услуги на разные социальные группы слушателей надо тоже рекламировать разные. Пристрастия у людей не только определяются возрастом, полом, но и происхождением, воспитанием, образованием. Реклама биологически активных добавок и медицинских клиник – это для дедушек и бабушек, фитнес-центры – в основном, для активных людей среднего возраста с сидячей работой, красивая модная одежда и спортивные товары – это для молодёжи…. Социальное позиционирование радиовещательной программы и размещение в ней той или иной рекламы – это уже далеко не журналистика. Это социальная психология. Соответственно, и занимаются этим на радио маркетологи с психологическим или социологическим образованием.

В индивидуальном радиовещании, поскольку это техническое увлечение, всё сильно иначе. Здесь Заказчик, Исполнитель и Потребитель – един в одном лице. Потому и называется такое радиовещание – Индивидуальное. Сам, ради своего удовольствия, вкладываешь свои знания, силы и деньги в создание своей радиостанции; сам придумываешь программу, которая будет интересна тебе самому и твоим друзьям – членам радиотехнического кружка; сам наслаждаешься плодами рук своих, и эмоционально, и получая дополнительное образование, изучая радиотехнику. Поскольку массовой аудитории потребителей радиотехника не интересна, то и нет смысла вещать там, где эта массовая аудитория «живёт», и мы выбираем для ИРВ не диапазоны ОВЧ (FM), а средние волны. Здесь аудитория потребителей близка к нулю. Ведь чтобы хорошо принимать средневолновые радиостанции, надо устроить на крыше или между домами весьма протяжённую приёмную антенну. А это потребителям не под силу. Цель ИРВ - изучение радиотехники, разработка и совершенствование радиовещательной аппаратуры, а вовсе не охват масс.

Косвенно, это увлечение приносит пользу и государству:

- интеллектуальный технический уровень населения страны повышается, и те Индивидуальные радиовещатели, которые выберут для себя профессию радиоинженера или радиотехника, получат её на порядок более высокого качества (интерес – сильная мотивация) и этим принесут пользу своей стране.

- возможность широкого распространение радиопрограммы, преимущественно радиотехнического содержания, способствует сплочению кружковцев и привлечению в технические конструкторские радиокружки новых членов. Ведь для того, чтобы начинающим слушать радиопередачи на средних волнах, надо самому собрать хоть простейший АМ радиоприёмник! В мобильниках диапазона средних волн нет! Мобильники рассчитаны на массу.

- больше молодёжи обретёт цель в жизни и будут заниматься созиданием, а не прожиганием её в погоне за призрачными наслаждениями (меньше наркоманов, алкоголиков, преступников и паразитов).

Технические средства радиовещания. В ИРВ - это самое главное.

Рис. 2. Технические средства радиовещания

Рис. 2. Технические средства радиовещания.

Здесь (Рис. 2) как в профессиональном, так и в индивидуальном радиовещании всё одинаково. Радиопрограмму надо создать и передать в эфир, эфир у нас общий (радиоволны), лишь диапазоны разные. Ну, и программу из эфира надо принять. Нужен радиоприёмник. Органов чувств, способных принимать радиоволны у человека не предусмотрено. Поэтому начинающие кружковцы младшего возраста могут сами делать радиоприёмники и на этом изучать азы практической радиотехники. Пройдёмся подробнее по этим квадратикам (Рис. 2). Передающий тракт (Рис. 3).

Рис. 3. Передающий тракт радиовещания

Рис. 3. Передающий тракт радиовещания.

Здесь тоже (Рис. 3) как в профессиональном, так и в индивидуальном радиовещании всё совпадает. Аппаратно-студийный комплекс (АСК) – это инструмент создания радиовещательной программы. Поскольку аппаратура АСК, и работающие на ней люди, не очень любят пребывать в электромагнитном поле излучения передающей антенны (вредно), то передающий радиоцентр по возможности, относится подальше от АСК. В профессиональном радиовещании это могут быть и километры, и десятки километров и даже тысячи. В индивидуальном радиовещании это могут быть метры или десятки метров. Крайне желательно вынести радиопередатчик подальше от студии, поближе к основанию антенны на чердак городского здания и поместить его в запираемый бокс. В сельской местности стоит установить антенну и водонепроницаемый бокс с передатчиком в дальний угол земельного участка. Разумеется, к передатчику надо будет протянуть силовой кабель питания (как правило 220 В, 50 Гц) и сигнальный кабель с сигналом из радиовещательной студии. Это и будет простейший Канал подачи программы (КПП). Идём дальше: АСК (рис. 4).

Рис. 4. Достаточный вариант комплектации аппаратно студийного комплекса

Рис. 4. Достаточный вариант комплектации аппаратно студийного комплекса.

Это один из множества возможных вариантов АСК. Каждый вещатель формирует его под свою специфику радиопрограммы, под свои предпочтения в аппаратуре, под свой бюджет. Далее я приведу ещё несколько вариантов АСК, чтобы было видно, что это ещё одно поле для технического творчества[3]. Если АСК создаётся при ВУЗ-е, колледже, техникуме, центре НТТМ, при СЮТ или при радиокружке предприятия, то под него выделяется отдельное помещение. Если АСК создаётся дома, в городской квартире, то под него в лучшем случае будет выделен угол комнаты. И оттуда вещательный сигнал медным симметричным экранированным кабелем пойдёт к передатчику. Но есть и иные варианты КПП.

Канал подачи программы

По каналу подачи программы, в случае профессионального радиовещания, сигнал радиопередачи приходит на передающий радиоцентр (Рис. 5).

Рис. 5. Передающий радиоцентр профессионального радиовещания

Рис. 5. Передающий радиоцентр профессионального радиовещания.

На радиоцентре (Рис. 5), как правило, работают несколько радиопередатчиков (бывает и более 20-и). Есть не только основные передатчики, но и резервные. Поскольку современная техника надёжная, то число резервных передатчиков сильно меньше, чем число основных. Может быть, даже, что на два десятка основных всего один резервный. Разумеется, надо иметь возможность подать радиопрограмму любого основного передатчика на резервный. Для этого служит Кросс. КПП с каждой радиостанции сначала приходят на него, а потом расходятся по своим передающим трактам. Далее, у каждой радиостанции имеется свой эфирный процессор, который задаёт интонационный портрет радиостанции, ориентированный на её целевую аудиторию. Затем, спектр модулирующего сигнала ограничивается в соответствии с видом излучения. Если это ОВЧ ЧМ станция (FM), то ограничение идет на частоте 15 кГц. Для средневолновых АМ станций с сигналом 16K0A3EGN ограничение на частоте 8 кГц. Для АМ сигнала 9K00A3E, при вещании на коротких волнах, – на частоте 4500 Гц. Затем Модулятор, Передатчик, Фидер и передающая Антенна.

Как правило, на высотном сооружении радиоцентра установлено гораздо меньше антенн, чем число передатчиков. Поэтому несколько передатчиков работают на один фидер и на одну антенну. Для того, чтобы свести мощные сигналы передатчиков в один фидер служат диплексеры. Ну, и высотное сооружение должно иметь не только защитное заземление от грозовых разрядов и для электробезопасности персонала, но и для антенн СВ и КВ диапазонов, высокочастотное заземление, чтобы металлоконструкции башни или мачты не вносили бы потери и искажения в диаграмму направленности антенн.

Отдельно стоит упомянуть электроснабжение радиоцентра. Любой радиоцентр – это стратегический объект и его необходимо питать по первой категории надёжности. То есть, необходим автомат включения резерва (АВР), обязательно два ввода электроэнергии с двух разных подстанций по отдельным ЛЭП, а на случай аварии обоих электросетей, - дизель-генератор с запасом дизельного топлива на весь возможный период ремонта электросети. На особо важных радиоцентрах может даже работать своя трансформаторная подстанция. О помехах через электросеть тоже забывать не надо. Мощные передатчики могут создавать радиопомехи для работы студийной аппаратуры и эфирных процессоров. Поэтому необходимо предусмотреть фильтрацию электросети.

В ИРВ всё гораздо проще (рис. 6). Ну, во-первых, станция ИРВ – это не стратегический объект. Поэтому для городской станции достаточно питания от бытовой электросети. В сельской местности, где часто бывают отключения электроэнергии, желательно иметь бензиновый электрогенератор мощностью 1 – 2 кВт, энергии которого должно хватать на работу аппаратуры студийного комплекса, передатчиков и освещение студии. Запас бензина на три-четыре часа. Если в вашем районе бывают длительные отключения, то запас бензина должен быть больше. Вместо АВР нужен простой пакетный переключатель на два положения: «Электросеть – Генератор». Автоматика тут не нужна. Всё равно при пропадании электричества придется уходить из студии и заводить электрогенератор. Также не нужны диплексеры, поскольку передатчик один и одна антенна. Нет в ИРВ и специального высотного сооружения, поскольку антенны вешаются по месту между городскими зданиями или, в сельской местности, установлены на земле. В случае размещения передатчика в основании антенны, фидера тоже может не быть. И согласование антенны с передатчиком происходит с помощью выходной колебательной системы передатчика.

Рис. 6. Передающий комплекс Индивидуального радиовещания

Рис. 6. Передающий комплекс Индивидуального радиовещания.

Ну, а дальше радиовещательный сигнал попадает в эфир. И это делает антенна. Она и есть преобразователь электрического сигнала передатчика в радиоволны. Изначально, ещё до открытий электромагнитной природы радиоволн Максвеллом, считалось, что волны Герца распространяются в особой тонкой субстанции, которую назвали Эфир. Максвелл показал, что радиоволны распространяются в нашем трёхмерном пространстве и никакого эфира для своего распространения не требуют. То есть Эфира не существует. Но уж больно слово понравилось. Так и осталось в обиходе: Эфир – среда распространения радиоволн. Все знают, что его нет, но прижилось словечко! Впрочем, никому это не мешает. И даже удобно. Посмотрим, что творится в нашем эфире, помимо законных пользователей радиочастотного спектра (Рис. 7).

Рис. 7. Эфир и что в нём творится

Рис. 7. Эфир и что в нём творится.

Прочитать о законных пользователях радиоэфира можно в Таблице распределения радиочастот  между радиослужбами Российской Федерации [4]. А всемирное распределение радиочастот приведено в первом томе Регламента Радиосвязи [5]. Если говорим о законности и даже о всемирности этих законов, то должны обязательно существовать следующие организации:

- Международный рекомендательный орган.

И в каждой стране должны быть соответствующие органы, реализующие рекомендации международного органа на своей территории с учётом национальных интересов, и обеспечивающие взаимодействие с сопредельными территориями (государствами), поскольку радиоволны не подвластны государственным границам:

- Национальный законодательный орган.

- Национальный исполнительный орган.

- Национальный надзорный орган.

И такие органы есть.

Организации и документы

Более подробно об этих организациях и их деятельности можно найти исчерпывающую информацию в интернете. Они все имеют свои сайты, и их деятельность в заинтересованных кругах весьма широко освещается.

Что касается незаконных участников эфира (Рис. 7), то это «головная боль» Роскомнадзора. Однако, поскольку незаконный выход в радиоэфир, не повлекший за собой иных последствий, - это лишь административное правонарушение, и штрафы для незаконных пользователей радиочастотного спектра невелики, Роскомнадзору не интересно ими заниматься (экономически не выгодно), то Рис. 7 существует «де факто», хотя, «де юре», существовать не должен. Реальность рыночной экономики. В СССР всё было гораздо жёстче.

Автор этой статьи, перед уходом на пенсию возглавлял Управление частотных назначений телевидения и радиовещания Главного радиочастотного центра РФ. Так, что разбираюсь в этой теме вполне компетентно и пишу в своих статьях и книгах только то, чем реально владею на практике.

Идём дальше по технологической цепочке. Радиосигналы из эфира принимает приёмная антенна (Рис. 7), преобразует радиоволны в электрический сигнал и подаёт его в радиоприёмник (Рис. 8).

Рис. 8. Приёмный тракт радиовещания

Рис. 8. Приёмный тракт радиовещания.

Для начала, радиоприёмник селектирует (выбирает) радиосигналы нужной частоты, потом преобразует их для дальнейшей обработки и усиления, и лишь затем декодирует в детекторе.  После детектирования, если это звуковой сигнал (речь, музыка), он усиливается до комфортной громкости, и воспроизводится, либо репродуктором, либо наушниками. Средой распространения звука наиболее часто выступает окружающий воздух, но могут быть и иные варианты (кость, вода, металл, земля, дерево…).

Далее принятый звук поступает в ухо слушателя, возбуждает слуховые рецепторы в улитке внутреннего уха и по слуховому нерву поступает в мозг.

А дальше всё довольно интересно (Рис. 9).

Рис. 9. Обработка звукового сигнала в мозгу человека

Рис. 9. Обработка звукового сигнала в мозгу человека.

Первое, что мы анализируем, это опасен или безопасен услышанный звук. Инстинкт самосохранения – первый из базовых инстинктов. Поэтому любой услышанный звук на уровне очень глубокого подсознания анализируется по этому критерию. Если звук может нести потенциальную опасность, то мы мгновенно поворачиваем голову на звук, чтобы с помощью зрения получить дополнительную информацию. По получении такой информации принимается решение о спасении себя, либо, если тревога ложная, звук игнорируется. В случае, если звук по первому критерию идентифицируется как безопасный, то включается в работу второй базовый инстинкт – инстинкт продолжения рода (размножения) и звук анализируется на потенциальную полезность. Если звук бесполезен, то совокупность «безопасно и бесполезно» автоматически уходит в игнорирование. Мы даже можем не услышать такого звука. Подсознание не доведёт его до нашего сознания. Своеобразный антиспамовский фильтр. Часто это проявляется у мужчин, у которых излишне говорливые жёны. Мозг блокирует не только информацию, а даже звук голоса надоедливой болтушки. Защитная реакция. И когда разъярённая женщина, поставленная в игнор, уставшим от неё мужским подсознанием, вдруг вскрикивает: «Ты меня совсем не слушаешь!», то первый базовый инстинкт анализирует звук, как потенциально опасный (можно получить сковородкой по голове) и срабатывает стандартный ответ: «Да, дорогая, я, конечно, тебя очень внимательно слушаю!» и подсознание подсовывает сознанию пару последних фраз на всякий случай положенных в стек мужской сверхоперативной памяти: «Ты говорила, что у соседки ресницы покрашены в серо-голубой цвет, и какая же она дура! – Ты, знаешь, я потому и молчу, что полностью с тобой согласен!» Причём, если инцидент на этом закончится и женщина продолжит своё спокойное щебетание, мужчина может даже не вспомнить, ни про соседку, ни про цвет её ресниц. Он будет и далее пребывать в своих мыслях или спокойно продолжать заниматься своим делом. Автопилот.

Нечто похожее бывает и у женщин. Сам даже несколько раз видел. Забавно! На улице или на рынке встретились две подружки лет тридцати, и зацепились языками. Одна – с маленьким ребёнком лет 3-х-5-и. Ребёнку надоедает, что его записали в игнор. Он хочет внимания к себе и начинает мамкать. Разумеется, его мамканье воспринимается как «безопасное и бесполезное» и женщина просто его не слышит. Тогда, отчаявшись добиться внимания словами, малыш хватает мамашу за юбку и тащит её вниз. Вот это действие воспринимается уже как опасное и мамка гневно на него орёт: «Чего тебе?!!». Малыш, не понимая, за что на него выплеснулся поток гнева от самого любимого человека, от мамы, кидается в слёзы. А мамка не помнит, чего это вдруг он стал стаскивать с неё юбку. Ведь она его действительно не слышала. Он был у неё в игноре на уровне подсознания!

Если же второй базовый инстинкт говорит, что звук полезен, то на его анализ включается весь интеллект. Автопилот выключается, включается сознание и 100% работа мозга в режиме «здесь и сейчас». Прокручиваются в памяти все похожие звуки, а если это речь, то включается её распознавание и анализ смысла услышанного. И по критерию «полезно – бесполезно» уже анализируется не звук, а смысл полученной информации. Далее – принятие решения о действии и само действие.

И вот теперь посмотрим, ради каких действий затевается вся эта дорогостоящая канитель с профессиональным радиовещанием (телевидением, газетами, интернетом и другими СМИ).

Цели деятельности профессиональных сми

Ну, и возвращаемся к рисунку 1, и смотрим на левый квадратик.

Вывод весьма прост: Профессиональные СМИ ориентированы на массу потребителей.


Теперь про цели Индивидуального радиовещания. Они другие. Обращаю внимание, что аудитория слушателей в ИРВ во-первых, целевая, заинтересованная в радиотехнике, во-вторых очень маленькая (не много надо радиоинженеров для нашей промышленности, относительно всего народонаселения) и сильно рассеяна по территории страны.

Цели деятельности Индивидуального радиовещания:

  1. Чтобы вещатель эффективно изучал радиотехнику.
  2. Чтобы вещатель получал радость от плодов рук своих.
  3. Чтобы вещатель разрабатывал и создавал новую технику.
  4. Чтобы вещатель занимался интересным созидательным делом.
  5. Чтобы вещатель мог самореализоваться в техническом творчестве.
  6. Чтобы вещатель привлекал в радиотехнику единомышленников.
  7. Чтобы вещатель развивал радиотехническую науку и технологии.
  8. Чтобы вещатель выбрал свою профессию в области радиотехники.
  9. Чтобы вещатель мог делиться своими знаниями с начинающими.
  10. Чтобы увлечённые люди находили бы в радиотехнике своё призвание и дело своей жизни!
  11. Чтобы отрасль связи (государство) получала увлечённых и высококвалифицированных инженеров и техников, занимающихся радиотехникой от всей души и себе в удовольствие!

Вывод: Индивидуальное радиовещание ориентировано на созидателей, на привлечение молодежи к созиданию в областях радиотехники и связи.


Домашнее задание, как иллюстрация.

Посмотрите фильм 2009 г. «Рок волна» (The Boat That Rocked) – обратите внимание в первую очередь на вещательную аппаратуру, на работу с ней, на планировку, звукоизоляцию и оснащение радиовещательного комплекса, на процесс организации радиовещания и формирования радиопрограммы, на расписание вещания. Хотя в фильме есть и иные, не менее романтичные и захватывающие сюжетные линии. К чести киношников, фильм снят с высокой степенью технической достоверности.

К сожалению, в русском переводе звуковой дорожки фильма есть радиотехнический ляп. Рабочая частота радиостанции названа в диапазоне ОВЧ (FM) на потребу современной молодёжи, которая кроме FM, другого радиовещания и не знает. В английском оригинале фильма ведущие говорят так: «Наша волна 203 метра». Эта информация достоверна, поскольку прототипом была реально существовавшая пиратская радиостанция Radio Caroline. Частота, на которой работала радиостанция f = C / λ = 299 792 / 203 = 1476 кГц. Средние волны, АМ. Радиоволны с такой частотой, следуя физике их распространения, могут достигнуть берега из нейтральных вод (из-за горизонта), где располагалось судно с радиостанцией. На момент событий в конце фильма (ведущий сообщает в эфир координаты радиостанции) расстояние до ближайшего берега было 70 км, а до Лондона, где была основная аудитория радиостанции, – более 250 км. Такие дальности вещания для FM радиостанций немыслимы – за пределами физических законов.

После просмотра фильма ответьте на вопросы:

  1. Размер передающей антенны должен быть около 0,9 х 203 / 4 = 45,7 м. Где такая антенна поместилась на корабле? Какого она типа? Как к ней подводится ВЧ энергия от передатчика? - Чтобы правильно ответить на этот вопрос найдите в интернете фотографии судна Radio Caroline с антенной и внимательно её рассмотрите. Всё-таки, в фильме декорация антенны хоть и похожа на настоящую, но не содержит важных технических деталей.
  2. Мощность передатчика Radio Caroline составляла 10 кВт. Это весьма значительная мощность излучения (эквивалентна десяти микроволновым печкам – человеку хватит, чтобы свариться). Почему персонажи фильма не используют средства защиты от излучения, находясь от антенны в непосредственной близости? Мало того, даже хватаются за антенну и залезают на неё!

Чистого эфира!


Литература:

  1. Сергей Комаров. Технологическая цепочка радиовещания. Радиолюбитель 2022 г., № 10, стр. 28-31.
  2. Сергей Комаров. Технологическая цепочка радиовещания. Радиолюбитель 2022 г., № 11, стр. 22-24.
  3. Сергей Комаров. Домашний аппаратно-студийный комплекс индивидуального радиовещателя. Радиолюбитель. 2023, № 3, стр. 26–29.
  4. Таблица распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации.
  5. Первый том Регламента Радиосвязи.

[1] Движение Клубов самодеятельной песни, к которому принадлежит и автор сей книги.

[2] Телеграфный аппарат системы Морзе был изобретён в 1837 г, а телеграфный код для него, Азбука Морзе – в 1838 г.

[3] Варианты разных АСК обсуждаются в этом разделе Форума по ИРВ: forum.cqf.su